27 мая 2014
Первые крупные полевые археологические работы 2014 года в Великом Новгороде под руководством Петра Григорьевича Гайдукова и Олега Михайловича Олейникова порадовали нас замечательной находкой, представляющей огромный интерес для специалистов в области музыкальной археологии.
Речь идёт о накладке из цветного металла (на основе меди) с изображением музыканта-гусляра (гудца), играющего на многострунных псалтиревидных гуслях. Рядом с музыкантом, слева и справа, изображены фигуры людей, заворожённо слушающих его игру, подперев ладонью голову.
В изображениях подобного рода, опираясь на позу музыканта и тип инструмента, исследователи склонны видеть образ библейского псалмопевца царя Давида (Поветкин, 2003. С.229).
Это пятая находка в Великом Новгороде с изображением музыкальных инструментов. На всех предыдущих находках так-же был изображён музыкант с инструментом типа псалтериума или гуслей-псалтиря (Поветкин, 1994. С.72; Поветкин, 2004. С.85-91).
Находка этого года происходит из слоёв начала XV в. и предварительно датирована концом XIV - началом XV вв. Примерно этим же временем датируется находка 1985 года из раскопок в Пскове, имеющая идентичное изображение (с музыкантом и двумя, вероятно, мужскими фигурами). Псковская находка идентифицирована как накладка поясного набора (Колосова, 1987. С.21-23). Но, что касается находки нынешнего сезона из Новгорода, то судя по её размеру (около 6,5 см в диаметре) она вряд ли может являться накладкой поясного набора (известные по раскопкам поясные наборы имеют значительно меньшие размеры). Можно предположить, что она могла крепиться с помощью металлических заклёпок, например, на клапан сумки или другой крупный предмет из кожи.
Находку уже окрестили "сенсационной" (http://starcheolog.livejournal.com/34565.html). И действительно, артефакты с изображением музыкантов, являясь большой редкостью, позволяют нам узнать больше об истории инструментальной музыки в Европе. Отсутствие достаточного количества источников, является причиной того, что до сих пор остаётся не ясной история происхождения псалтиревидных гуслей. Долгое время в отечественной историографии доминировало мнение о древнерусском происхождении этого инструмента (Фаминцин, 1890. С.101-102; Вертков, 1975. С.73). Позднее появились предположения о заимствовании инструмента этого типа у народов Поволжья (Галайская, 1980. С.24-25; Кошелев, 1985. С.43). На данном этапе изучения этого вопроса исследователи придерживаются более осторожных взглядов, при этом указывая на возможную взаимосвязь гуслей-псалтиря с западноевропейским псалтериумом (Поветкин, 1996. С.128-138).
Литература: